Осипов Борис Семёнович

Герой Соц.Труда
Осипов Борис Семёнович – полярный лётчик, командир 254-го лётного отряда полярной авиации ГВФ.
Родился 14 апреля 1917 года на хуторе Кар-Белянский ныне Константиновского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Вскоре семья переехала в станицу Константиновскую.
После окончания 7 классов в 1933 году Б.С.Осипов поступил учеником слесаря на знаменитый Ростсельмаш. В свободное время посещал аэроклуб, занимался планеризмом.
В 1936-39 годах учился в Батайском лётном училище ГВФ. После его окончания пилот IV класса Б.С.Осипов попросился на Север и работал в Якутии. С сентября 1942 года был командиром 234-го авиаотряда спецприменения. Летал на самолётах У-2, ПС-84, СП, Ш-2, П-5, С-2, МП-1. Имел общий налёт 1935 часов, в том числе вслепую и ночью. Член КПСС с 1943 года.
В Красной Армии с февраля 1944 года. Младший лейтенант Б.С.Осипов служил вторым пилотом и командиром корабля «Дуглас» С-47 8-го транспортного авиаполка, затем заместителем 14-го транспортного авиаотряда, базирующегося в Якутске. В это время он неоднократно откомандировывался в распоряжение руководителей перегоночной трассы Аляска - Сибирь для выполнения ответственных рейсов. Совершил 115 рейсов, перевёз 95 тонн грузов и 2070 человек лётного состава перегоночных полков. Перегнал 6 самолётов «Дуглас» С-47 по маршруту Фербенкс - Уэлькаль – Сеймчан – Якутск. В 1945 году перед войной с Японией перевозил войска к границам с Маньчжурией. За отличную работу был награждён орденом Красной Звезды.
С марта 1946 года Б.С.Осипов летал командиром экипажа самолёта «Дуглас» С-47 на одной из самых протяжённых воздушных трасс Якутск – Москва, с ноября 1946 года работал в Северо-Кавказском управлении ГВФ.
В 1947 году Б.О.Осипов перешёл в полярную авиацию. В 1948-49 годах в качестве пилота воздушного судна «Дуглас» С-47 Главсевморпути участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-2» и «Север-4». Работы экспедиций были организованы «методом прыгающих групп». С этой целью в разные части Арктического бассейна на самолётах забрасывались отряды исследователей. Весной 1949 года полярные асы высаживали учёных на лед уже в 30-ти точках. Результатом этих экспедиций явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии, открытие подводного хребта Ломоносова и Канадско-Таймырской магнитной аномалии. Также экипаж Осипова вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.
В октябре 1950 года экипаж самолёта «Дуглас» Си-47 с бортовым номером Н-369 Б.С.Осипова в составе авиагруппы из 3-х самолётов под руководством М.В.Водопьянова выполнял задание по доставке грузов на полярную станцию «Северный полюс-2». В лагере полярников случилось ЧП - взлётную полосу расколола трещина. Тем не менее, лётчики смогли посадить самолёты. Но при взлёте обратно самолёт Осипова потерпел катастрофу и врезался в торосы. Лишь мастерство лётчика спасло его и весь экипаж от гибели.
В 1956-58 годах Б.С.Осипов являлся руководителем лётной части высокоширотных экспедиций «Север-8» и «Север-10». Лётчики доставляли все смены полярников в базовые лагеря, занимались снабжением их всем необходимым.
В 1959 году Б.С.Осипов был назначен командиром авиационного отряда 4-й Советской Антарктической экспедиции с дислокацией в посёлке Мирный. Он руководил всеми авиаперевозками между советскими станциями «Мирный», «Пионерская», «Ленинградская», «Комсомольская», «Восток», много раз сам лично летал на самолёте Ли-2 на купол Антарктиды, перевозил группы зимовщиков, гляциологов и их оборудование.
С 1960 года Б.С.Осипов работал на должности командира 254-го лётного отряда полярной авиации с дислокацией на аэродроме Шереметьево, имевшего в своём составе самолёты Ли-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолёты Ми-2, Ми-4. В сентябре 1960 года лётный отряд получил самолёты Ил-18, а в конце 1960 года - самолёты Ан-12.
15 декабря 1961 года начался героический и беспримерный перелёт из Москвы в Антарктиду. Два самолёта - Ил-18 и Ан-12, преодолев маршрут протяженностью 26423 км, пролегавший через 4 континента и 2 океана, достигли Антарктиды. Командиром экипажа Ан-12 был Б.С.Осипов, экипаж составляли П.Рогов (второй пилот), В.Стешкин (штурман), И.Найкин и В.Сергеев (бортмеханики), Н.Старков (радист). Ан-12 совершил этот перелёт за 48 ч 7 мин. По пути на станцию «Мирный» самолёт заправлялся горючим в Ташкенте, Дели (Индия), Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), Дарвине и Сиднее (Австралия), Крайстчерче (Новая Зеландия) и на американской антарктической базе Мак-Мердо.
В Мирном колёса экипаж Ан-12 заменил на лыжи, которые лётчики привезли с собой. Затем самолёт с учёными на борту выполнил ряд полётов по неизученным районам Антарктиды, в том числе с посадками на выбранные с воздуха площадки. 2 февраля 1962 года оба советских самолёта вернулись в Москву, преодолев в общей сложности более 50 тысяч км пути, расстояние, превышающее диаметр земного шара.
В результате этого перелёта была проложена воздушная трасса Москва – Мирный, и испытан на ней новый советский транспортный самолёт (Ан-12).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1962 года за образцовое выполнение задания по перелету в Антарктиду и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство Осипову Борису Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В последующие годы Б.С.Осипов продолжал руководить 254-м лётным отрядом полярной авиации ГВФ. В марте 1971 года он был переведён в Московское управление Гражданской Авиации, где занимал должность заместителя по лётной службе командира 64-го лётного отряда самолётов Ан-12 с дислокацией в аэропорту Домодедово. Руководил международными пассажирскими и транспортными перевозками.
С 1980 года Б.С.Осипов – на пенсии. Жил в Москве. Умер 27 апреля 1988 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
О жизни Б.С.Осипова повествуют книги: "Сияние звезд", "Испытание мужеством", "Мы летим в Антарктиду" и др. Памяти лётчика-героя посвящён музей в Константиновском педагогическом колледже (Ростовская область).
Заслуженный пилот СССР. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.